Авторские подарки, интернет-магазин, художники россии, художественная галерея

Серебряные подстаканники в русском стиле

Одна из интереснейших страниц отечественного декоративно-прикладного искусства принадлежит художественному серебру второй половины 19-го – начала 20-го веков.

Именно в это время в художественном серебре, как и во всем русском декоративно-прикладном искусстве в целом, происходит динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры.

Одна из наиболее интересных страниц в истории русского художественного серебра - это подстаканники, которые издревле служили как декоративным, так и прикладным целям.

Русское художественное серебро того времени развивалось в рамках эстетики романтизма, который создавал ту духовную среду, которая вызвала к жизни новый мир вещей, питаемый литературными первоисточниками, воплощавшимися в зрительные образы прикладного искусства.

На подстаканниках этого направления помимо новых, самобытных сюжетов отчетливо проявляются тенденции к созданию оригинальной формы и декора, что зачастую ассоциировалось в общественном сознании с использованием или имитацией исконно русской традиции обработки и украшения серебра. Здесь особое место занимает техника филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать), которая состоит в образовании сложных кружевных узоров. Элементы филигранного узора на подстаканниках могли быть самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д. Часто филигрань сочетали с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивали в заранее подготовленные ячейки. Зернь создавала эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретали особо нарядный, изысканный вид.

Так же большую популярность приобрели подстаканники с сюжетами, посвященными русской охотничьей тематике: сценам соколиной охоты, псовой охоты, а так же изображениями такого символического образа России, как медведь.

На примере мастерства современных ювелиров это можно увидеть: применение скани, зерни, различных видов перегородчатой эмали - подстаканники с горячими эмалями, а также чеканки, гравировки - серебряные подстаканники (серебро 925°) в технике ювелирного литья.

Подстаканник в «русском стиле»

Подстаканник в «русском стиле»

Серебряный подстаканник

Медведь, серебряный подстаканник

Так же в русском художественном серебре для украшения изделий часто использовали реалистическое изображение сцен из народной жизни или видов Москвы, Петербурга, которые, как правило, выполнялись в технике черни. При этом внимание мастеров было сосредоточено не на органичной компановке изображения с формой и орнаментикой предмета, а на тщательном воспроизведении популярных сюжетов, через которые уже непосредственно сам предмет становился объектом внимательного и детального рассмотрения.

Однако уже к началу 20-го столетия фольклоризация «национально-романтического» стиля изменила внутреннее содержание понятия «романтизм» второй половины 19-го века, создав канву новой художественно эстетической реалии – «неорусского», или «новорусского стиля» как части культуры и эстетики модерна.

Источник:

Надежда Сидорова

Авторские подарки

Купить подстаканники